?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Здания первых протвинских школ оформлялись в очень художественном, говоря современным языком, креативном духе.

Наиболее выразительное и живописное оформление несут стены протвинского Лицея. Сама история этой школы отражает очень интересный, а порою и весьма драматичный ход событий всей новейшей истории страны.

Здание Лицея (тогда он назывался Школа №1) было построено в 1962 году. Архитекторами были К. Френкель и Е.Газеров, инженером - Е.Столярова.


Характерной особенностью лицея стали яркие, красивые, полные светлых образов живописные панно, что находятся на трёх торцевых стенах построек Лицея: на западной, на северной, и на южной. Эти композиции создала в 1963 году талантливейшая женщина-художник, Клавдия Александровна Тутеволь (1917-1980), заслуженный художник РСФСР.

Картины выполнены в технике сграффито - художественная резьба по многослойной штукатурке.






Буквально с момента появления эти композиции стали одной из визитных карточек тогда совсем юного научного посёлка Протвино. Стенописные картины притягивали взгляды всех без исключения - и детей, и взрослых. Многим нравилось подолгу разглядывать образы полотен, внимательно изучать каждую их деталь, выполненную с потрясающей тонкостью.

Учеников и прохожих вдохновляла грандиозная поэтика, свежесть и юная энергия лиц и образов, что смотрели со стен лицея. Складывалось впечатление, что герои полотен смотрят на нас из лучшего мира и призывают одухотворить наш мир по этому светлому, солнечному примеру. Один лишь взгляд на юношу и девушку, глядящих с северного торца, вызывал волнение, пробуждал желание сохранять и беречь всё красивое, что есть в мире. Становиться лучше самому и преображать мир через творчество, созидание и любовь...



Композиции на Лицее имеют огромную ценность ещё и потому, что являют собой великолепный образец советского монументального искусства.


Подобно тому, как на полотнах средневековых мастеров Европы зашифрованы важнейшие религиозные и духовные символы, на лицейских сграффито гармонично собраны буквально все основные элементы советской сакральной символики. Да-да, я не шучу. Советский союз был мистическим государством, несмотря на все официальные заявления об атеизме. И энергетика лицейских полотен буквально полна световой, солнечной духовности и силы.




Название композиции на западном торце - "Мечты детей". Многим очень нравилась девочка с книгой. Вокруг - все главные символы эпохи: космос, атомная энергия, самолёты, стройки, спутник, но вместе с тем - трепетная природа, красота естественной, живой среды мироздания. Подобно тому, как в Протвино мирно сосуществуют, проникая друг в друга, техника и природная среда, так и на полотнах Клавдии Тутеволь они обретают гармоничное, созидательное единство, соединение без смешения.


Образы и ценности на лицейских полотнах имеют советский художественный контекст и специфику, но актуальны они для всех времён.
















Эти образы передают удивительный, романтически-космический дух шестидесятых. В стилистике тех лет грандиозный монументализм космоса и великих строек соседствовал с почти райской безмятежностью природы и утончённым, танцующим блаженством юности...

















Для многих жителей города эти картины на Лицее стали частью мировосприятия, вдохновляющими картинами детства и юности. Элементом городской визуальной среды. Их присутствие в контексте города казалось незыблемым.





Фотографии из книги "Советская архитектура за 50 лет"


Лицей (Школа №1) Протвино, 1960-1970-е годы. Источник фото - ФОТОПРОТВИНО


Панно "Мечты детей". Фотография 1960-х годов. Источник - Synthart

* * *

Стыдно признать, что по странному недосмотру, по недоумию, эти великолепные полотна в 2014-2015 годах были варварски исковерканы и закрыты типовыми блоками сайдинга.

Предлогом к таким мерам послужило стремление утеплить стены здания. Только почему-то никто не подумал, что утепление можно сделать изнутри, как делают это во всех цивилизованных городах и странах. Иначе все исторические здания Европы и России давно бы уже стояли в сайдинге.








Сам лицей, отделанный сайдингом, сразу же потерял свою специфику и уникальность. Он стал унылым типовым зданием наподобие очередного второсортного торгового центра или какого-нибудь мясокомбината.

Причём это всеобщая тенденция в нашей стране. Дешёвый и упрощённый "ремонт" с помощью сайдинговых панелей, тотальное обезличивание вида построек, примитивная стандартизация и разрушение культурного наследия. Осуществляется этот вандализм под развесистые слова о возрождении духовности и культуры.

Вы сейчас удивитесь ещё больше: решение изуродовать панно и закрыть их сайдингом принял совет учителей Лицея. Об этом говорится, в частности,
вот здесь.

А знаете, какой здесь ещё имеется абсурдный момент? Совет учителей принял решение изуродовать стены Лицея с ведома руководителя образования и науки города Протвино. Человека, который сам учился в этом Лицее. Причём ещё в те годы, когда панно только появились и сияли свежестью. Мальчик вырос и достойно отблагодарил свою школу. Имя его и фамилию вы прочтёте на официальном сайте города.

Комментарии здесь, как говорится, излишни.


* * *

Итак, собственно, чему научат такие учителя своих учеников? Что усвоят школьники, на глазах которых уничтожили и закрыли знакомые им с начала школьных занятий полотна?

Сначала общество экономит на памятниках культуры, чтобы не тратить слишком много на их содержание. Потом оно, к примеру, будет избавляться от "лишней" части населения, которая тоже окажется слишком затратной и "проблемной". Не верите? Но вы уже научили ваших деток обращению с культурными ценностями, а скоро они точно также обратятся с вами. И они не будут виноваты - это вы им показали такой пример.

Детки, что вырастут на таком примере, ещё пройдут по головам родителей и учителей. Только не удивляйтесь, а вините себя.


* * *

Одевание Лицея в сайдинг мотивировали "холодом" в классах. Интересно, однако, что за почти полувековую историю лицея никаких сведений об излишне низкой температуре в его помещениях не было.

Кроме того, крайне сомнительной выглядит технология утепления путём упрощённого одевания в сайдинг внешних стен. Современные технологии позволяют осуществлять подобный ремонт более тонко, изнутри. Что же касается внешнего оформления стен, то его всегда нужно сохранять. Иначе, повторяю, Версаль с Петергофом давно бы уже были пластиковыми. А этого не происходит, и старые постройки бережно сохраняются.

Да, эти меры дороже и требуют привлечения художников и специалистов-реставраторов.

Но в Протвино проживает более 30 художников, из которых многие - художники-монументалисты, и реставрация панно вроде лицейского - как раз их направление.

Могут сказать - мол, Лицей официально не значился как "культурная ценность". Но есть вещи, которые нужно понимать не по документам, а по внутреннему, интуитивному чутью. И это чутьё должно давать первые тревожные сигналы, когда над подлинными ценностями нависает угроза. Не всегда истинные ценности "задокументированы". Но это не лишает их ценности, которая есть сама по себе и по ощущениям тех, кто считает её ценностью. И с этим нужно считаться.

Есть вещи, экономия на которых ведёт к ещё большим потерям - не денежным, а духовным и культурным, которые всегда намного более болезненны, а главное - невозвратны. К тому же, на призыв сохранить панно наверняка бы откликнулись местные монументалисты и сделали бы эту работу, не стремясь сорвать куш.




Но никто не известил общественность о желании организаторов ремонта пожертвовать уникальным арт-объектом! Всё было решено без привлечения общества, без совещаний и обсуждений. Говоря откровенно, ремонт лицея можно уподобить бандитской вылазке настоящих вандалов, у которых при этом хватает наглости ещё говорить о комфорте детей и о конструктивности такого решения.


А прикрываться детками, которым якобы холодно, для оправдания сноса памятника культуры - это подло. Это шантаж. Получается, все, кто захочет отстоять культуру, становятся врагами детей. Людей загоняют в рамки дилеммы - "Или дети - или культура". И естественно, любой, кто выступит за культуру, окажется "детоненавистником". С ним вообще не захотят разговаривать. А потом и выстроят заключение - "любишь культуру - ненавидишь детей".На самом же деле, такого вопроса "или дети - или культура" - не стоит. Уверен, у города была возможность сохранить панно и утеплить стены изнутри. Уверен, что она есть и сейчас. Вывод из этого следует один.

Ремонт Лицея необходимо провести заново. Сайдинг снять. Утеплить стены изнутри. Полностью восстановить все три панно с использованием оригинальных материалов.

Без этих живописных композиций Лицей не может считаться нормальной школой. А город Протвино без этих картин - уже не вполне наукоград.

Всё нужно восстановить.

(с) Митя Просин


12 октября 2015

Использованы фотографии из личного архива автора

Исторические фотографии: из книги "Советская архитектура за 50 лет"

из журнала Synthart
из группы #ФОТОПРОТВИНО

Впервые опубликовано в журнале "Культпросвет"

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
pro100_mica
Oct. 20th, 2015 09:22 am (UTC)
Вы правы, такую красоту испохабить...
Выгдядит лицей нынче как современный сарай:(
Sergey Dushka
Jul. 23rd, 2017 06:48 am (UTC)
Митя, добрый день!

Я хоть и не учился в первом лицее, (учился я во втором лицее), но всегда много времени проводил с этим чудесным зданием, любовался прекрасными панно. Благодаря твоей статье я узнал об этом варварском поступке. Как-то давно родители сказали, что Лицей отреставрировали, но я даже помыслить не мог, что они закрыли картины сайдингом.
Мое предложение следующее. Надо собирать художественный совет Протвино, состоящий из художников, и выносить решение о снятии сайдинга и проведении правильной рестарации здания и художественных элементов здания. Действительно, в городе много художников-монументалистов ещё советской школы. Они, если не сами,(в силу возраста), но под их руководством можно восстановить утраченную мозаику, штукатурку, подобрать цвет, произвести укрепление штукатурки засчет специальных пропиток.
С уважением, Сергей
mitya_prosin
Jul. 23rd, 2017 01:47 pm (UTC)
Сергей, спасибо за отзыв! Ответил в ЛС на Facebook.
С уважением, Митя.
krz33
Aug. 3rd, 2017 07:38 pm (UTC)
Какой ужас, стыд и срам просто! Схожий вандализм недавно в Серпухове на пруду сотворили, в Ногинке - стояла 40 лет вышка, никому не мешала, под предлогом детской безопасности спилили, варвары!
https://www.instagram.com/p/BWYEhDzBToU/
https://www.instagram.com/p/BWYEsurBxSm/

Edited at 2017-08-03 07:39 pm (UTC)
tstealth1
Nov. 28th, 2017 09:05 pm (UTC)
Как красиво! А теперь уже совсем нельзя вернуть??
asja_nikova
Dec. 4th, 2017 09:25 am (UTC)
Открыла для себя понятие сграффито и имя замечательной Клавдии Тутеволь! Панно чудесные! Спасибо за фотографии! Очень горько, что такое варварство совершено.
В моем городе тоже уничтожают памятники монументального искусства советского периода, недавно разрушили такую красивую мозаичную остановку, что можно просто реки слез выплакать...
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

mitya_prosin
mitya_prosin

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com